Saturday, June 15, 2019

Сети и снасти. Начало истории вязания.

К сожалению, современная история ремесел очень разрозненная, политизированная, многие истины искажены в угоду патентодержателей и различными маркетинговыми мифами, ставшими, в последствии, по сути, единственными источниками информации.
Однако довольно несложный процесс анализа смежных ремесел, исторических, литературных и археологических источников все-таки позволяет расставить события по местам.
Я не буду заниматься написанием диссертации и претендовать на историческую непогрешимость, а предлагаю вам результаты своих изысканий. Однако, если вы с чем-то не согласны, постарайтесь сперва ознакомиться с историческими источниками, и только после этого, аргументированно, подкрепляя свои выводы ссылками на источники, опровергать эти выводы.
Основной проблемой расследования технологий плетения и вязания является тот факт, что до недавнего времени не было четкого разграничения в ремесельной терминологии - слова: плетение, вязание и ткачество, в разных языках, означали, по-сути, одно и тоже. Вязаное полотно называли тканью. Так, Пенелопа бесконечно "ткала", а потом распускала "ткань" и "ткала" ее снова, ожидая своего Одиссея из похода. Однако, распустить ткань - довольно безнадежное занятие, и даже, если нить утка (грамотно - утока) еще можно собрать, то нити основы скорее всего будут непригодны к повторной работе, после такого долгого и травматичного для нити процесса, как прибой нити утка. А это минимум - половина рабочего материала. Отсюда большинство литературоведов и историков придерживаются того, что Пенелопа все-таки "вязала" полотно, а слово "ткань" - является наследием неточности перевода, а точнее отсутствием в те времена абсолютной терминологии. Вскользь упоминание процесса ее рукоделия дает понимание что вязала она не спицами, а плела полотно на станке - то есть на гребне (совр. на бруске или брусьях).
Есть свидетельства перехода ремесла плетения рыболовных снастей в вязание элементов одежды, и наиболее древним способом такого плетения является плетение снастей "на бруске" (совр. выр.) или "на гребне" (устар.).
Вязание сетей развивалось одновременно, в нескольких направлениях. Из технологии этих направлений видно, что все они, так или иначе, повторяют один и тот же тип готового продукта техникой, придуманной на основе уже известного изделия. Однако, наиболее простым типом плетения, создающим наиболее аутентичный продукт является вязание сети "на бруске". Это наиболее простой и надежный способ получения сети, что позволяет предположить первенство именно этой технологии.
В бруске, на равном расстоянии, в одну линию, делались отверстия для установки колышков, между которыми натягивалась и провязывалась петля ячейки, после набора достаточного количества петель для нужной ширины (высоты) сети, нижний колышек переставлялся в следующее отверстие и к уже связанным петлям подвязывался следующий ряд. Так продолжалось, до достижения нужной длины сети, постепенно переставляя нижний колышек, а по достижению длины бруска, передвигая работу вверх. Величина ячейки сети определялась расстоянием между отверстиями для колышков. В разных условиях и в разное время года требовались сети с различной величиной ячейки, таким образом, на бруске создавалось несколько рядов отверстий с разным расстоянием в ряду.
Такой тип вязания сетей называется "узелковым", потому что каждая петля закреплена узлом - это делает сеть очень стабильной, а каждую ячейку неизменной.
Однако, элементов одежды, связанных таким типом вязания в археологии нет, но есть находки древних фрагментов сетей связанных "скользящей петлей". И вот тут есть смысл уделить особое внимание этой технологии вязания снастей.
Для плетения сетей использовались самые тонкие и самые крепкие нити, изготовление которых было очень длительным и скрупулезным процессом, а материалы - самыми дорогостоящими. Так в Греции для изготовления таких нитей использовали небезызвестное "золотое руно", а на Южном Урале древними поселениями - пух уникальных коз, разводимых в том регионе. Отличительные особенности такого волокна были сходны - необычная тонкость волокна и его необычная увеличенная длина, что давало возможность прясть самые тонкие нити, без опасения распутывания коротких волокон из нити. Еще двумя важнейшими особенностями такой нити является ее уникальная прочность при намокании и полупрозрачность в воде. Именно эти особенности и имитирует наиболее распространенная сегодня нейлоновая нить (леска). Можно догадаться как высоко ценилась такая нить и какой серьезной потерей было повреждение сетей сплетенных из такой нити. Конечно сети чинили, но починка тонких сетей и сегодня представляет серьезную трудность.
Вероятно, именно поэтому древние рыбаки придумали новый тип плетения сетей "скользящей петлей". Получаемое полотно было менее стабильным по ширине - высота сети сильно уменьшалась при натягивании сети вширь, поэтому сеть растягивали на кольях и собирали ее вброд, медленно, не напрягая сеть, чтобы сохранить максимальную уловную площадь, отсюда и название сети "бредень" и ее отличительный тип (хотя многие современные бредни делаются по узелковой технологии и большинство современных рыбаков не знают основного отличия). Однако, главным выигрышным качеством такого вязания было то, что при повреждении сети, ее легко можно было распустить и связать заново, получив новую крепкую сеть.
В более поздних находках в Греции и на Южном Урале бруски имеют именно такой вид - отверстия расположены в два ряда, в шахматном порядке, на равном расстоянии по трем сторонам образующихся треугольников. Для плетения сетей с ячейками разной величины уже использовались и разные бруски. Основной трудностью было вязание первых двух рядов сети - "заработка". Во все отверстия бруска вставлялись колышки и между всеми колышками сразу, зигзагом, натягивалась нить первого ряда, обвивая колышки правой стороны бруска (гребня). Правя сторона называлась навойной (от сл. навивать), левая - протяжной (совр. оттяжной). Следом, сразу же, навивался второй зигзаг нити, чуть выше первого, и сурдинкой (палочкой, теперь оттяжным крючком) каждая петля первого ряда сбрасывалась накидом на зуб петли второго ряда. Так на колышки можно было набрать сразу большое множество рядов. Тонкость сети и большая высота колышков позволяла не часто сбрасывать готовое полотно с протяжных колышков гребня  вытягивая готовое полотно с одной стороны гребня и освобождая протяжные колышки для новых рядов.
Именно такой тип вязания позволил делать двулицевой тип полотна, который мы сегодня называем ластиком (или английской резинкой), ставший известным еще до появления Англии. В таком вязании обе стороны гребня становятся навойными, а полотно можно было вытягивать сразу вбок, и вязание не скапливалось на колышках. Однако английская "заслуга", в данном случае заключается в том, что именно там появляются первые изделия такого типа из грубой толстой нити, а для удобства вытягивания готового полотна гребень состоял из двух одинаковых однорядных гребенок, между которыми зажималось и протягивалось готовое полотно. Благодаря такому типу вязания полотно, даже из самых толстых и грубых нитей, получалось достаточно мягким и приятным к телу, а за счет тройной плотности и большому объему воздушной изоляции в полотне, еще и очень теплым. Вот этот тип двойного гребня и можно считать прародителем той самой современной "лумы" (будь она неладна). Минусом такого плетения было провязывание каждой петли, как и в более старом варианте вязания.
На Урале (а тогда еще Яике) так же появляется сдвоенный гребень, однако его появление обусловлено ускорением процесса вязания. Теперь уже один гребень целиком становился навойным, а второй - оттяжным (и сохраняется в таком виде вплоть до самых современных технологий вязания). Провязывание ряда делалось сразу, практически одним движением, путем перброса полотна с одной, на другую сторону гребня: между колышками (колками) обоих гребней зигзагом натягивались сразу 2 ряда нити, при этом в первом ряду зубья петель на навойном гребне навивались обвитием. Обвитые петли сбрасывали на зубья петель второго ряда, что позволяло сделать плотный и аккуратный "заработок" - край вязания. Оттяжной гребень снимали снизу, освобождая полотно. Гребни переворачивали так, чтобы вязание всегда оставалось снаружи. Натягивали нить зигзагом следующего ряда и перебрасывали полотно на другую сторону гребня провязывая сразу все петли. При такой технологии вязание сети становилось очень быстрым и занимало, как правило пару дней. Так появился двуизнаночный "платочный" тип вязания.
Конечно же таким ремеслом занимались мужчины, а ускорение процесса привело к большому количеству свободного времени во время ожидания улова. Это давало возможность прясть идеальные нити, создавать самые различные узоры сетей и такие удобные элементы сетей, как "зубцы", за которые сверху цеплялись легкие поплавки, а снизу "прясла" (грузила) - камешки с природными отверстиями. Двойные и тройные накиды позволяли формировать увеличенные ячейки сети используя один и тот же гребень. Появилась структура (узор) вязания, уплотняющая полотно по краям и в местах крепления кольев, и делающая полотно незаметным для рыб и крепким в уловной части. Сети связные мелкими петлями с ажурными ячейками обрели стабильность узелковых сетей, большую прочность и легкость ремонта и перевязки. Такие сети стали не только прочными и функциональными, но еще и красивыми.
Есть легенды, что именно так, в свободные часы, парни начали вязать своим любимым девушкам платки, ювелирного качества, хвастаясь друг перед другом - чья любимая красивее одета. Такие платки (паутинки) стали настоящими ювелирными украшениями. Признаками качества были идеально ровные петли, одинаковые "зубья", максимальная сложность ажура, долговечность и тонкость платка. Со временем даже появилась традиция измерять тонкость и ажурность платка пропуская его сквозь обручальное женское колечко. Ну и тип вязания - двуизнаночный  - который стал называться "платочный", хотя изначально был придуман для плетения сетей. Так что современное определение "дороговизны" Оренбургского платка "ручными" (кривыми) петлями - в корне некорректно.
Конечно же, развитие этого ремесла было не только в трех точках планеты, и отдавать первенство той, или иной культуре - некорректно и самонадеянно. Самые ранние исторические находки на эту тему принадлежат коптам, однако это так же ничего не значит. Археология - это лотерея. То что английские находки, датируются позднее чем на Южном Урале, еще не значит, что их не было в Англии ранее - они могли просто не дойти до наших дней, или могут быть найдены позднее в новых раскопах. На сегодняшний день картина выглядет также очень неясной. Видна только логика развития, эволюции технологии, что достаточно понятно и доказательно. В остальном - история покажет.
Особняком, в ряду этих технологий стоят: кружевоплетение, вязание иглой (фриволите), вязание крючком и на спицах. Эти типы вязания известны только как способ изготовления украшений и элементов одежды и не использовались изначально для рыболовного дела. В рамках данной статьи стоит отметить вязание на спицах, так как оно полностью повторяет все типы переплетений в вязании скользящей петлей на гребне, однако пришло оно в Европу сравнительно недавно, из Японии, долго пробираясь через азиатскую часть континента и упоминается в японской культуре значительно раньше европейского или евроазиатского (уральского) вязания. Именно в Японии этот тип рукоделия изначально считался сугубо женским времяпрепровождением. В качестве спиц изначально использовались обычные палочки для еды, которые всегда использовались японками в качестве самого универсального инструмента. Возможно, что в историческим контексте именно Япония и вязание спицами является истоком. Но мысли материальны. Инженерная мысль очень разнообразна и многие неожиданно сложные вещи придумывались в разные времена и в разных местах самостоятельно, без подглядывания и копирования, как очевидный итог эволюции инженерии.
Так что утверждение, что прядение и вязание - сугубо женское занятие, совершенно порочно. Однако вязание на спицах, действительно было изначально женским рукоделием и не принималось мужчинами, как низкокачественное (что истинно).
В действительности все европейские и славянские технологии вязания базируются не на спицах а на гребне, вплоть до самых навороченных современных компьютерных вязальных машин.
Само ремесло в Европе было исключительно мужским до начала эмансипации в Англии, где и была придумана первая вязальная машина. И только в середине 19го века появляются рекомендации для вязания на спицах, как для полюбившегося многими женщинами рукоделия.
Развитие же механизации этого процесса очень интересно.
Самые старые станки с гребнем, позволяющие одним движением натягивать нить и по уральскому типу провязывать ряд перебросом через гребень появляются в Скандинавии. Практически одновременно такие же станки появляются на Руси (кто у кого подсмотрел - не известно, все патенты датированы гораздо позднее появления самих станков). В России было налажено самое раннее массовое производство таких деревянных ручных станочков, которые позднее, в советские времена получили бренд "Буковинка" и производились на территории нынешней Украины, так как эта территория наиболее нуждалась в технологическом развитии и размещении новых производств. В Скандинавии такие станочки не производились массово, их изготавливали частные мастера, на заказ, и они были безымянные, довольно дорогие и не очень качественные, поэтому очень мало таких устройств сохранились сейчас в дееспособном виде. В Германии появляется первый металический станок такого типа с удобным бегунком вместо подъемной линейки и нитенаправителем для стабильного навоя петель. Такой станок позволяет вязать очень стабильное и качественное полотно, но только платочным типом  из-за однонаправленности подъемного бегунка ("Буковинка", позволяет заводить подъемную линейку с обеих сторон, что позволяет вязать в полуавтоматическом режиме платочную вязку, а в ручном режиме кулирную однонаправленную гладь, провязывая оттяжным крючком каждую петлю). Советские инженеры копируют немецкую машинку для эстонского машиностроительного завода, который начинает массовый выпуск таких станочков под брендом Meda. Но советские инженеры не останавливаются и стараются развить свои разработки так, чтобы получилась машинка, сходная по свойствам с первой английской трикотажной машиной. Так на базе "Буковинки" разрабатывается машинка "Чернiвчанка" и Украинская ССР получает новые производственные технологии, впрочем быстро их утратив из-за низкого уровня качества производства. В дальнейшем, оба этих станка производились на российских заводах под старыми украинизированными брендами. "Чернiвчанка" позволяла сохранять полуавтоматический режим вязания как для кулирной глади, так и для платочной вязки - кулирная гладь вязалась на полном станке, а платочная вязка на съемной "Буковинке", являвшейся частью этого станка.
Но эти станочки все еще не приблизились к уровню автоматизации процесса как на английской машине. В это время в Японии, на базе английской крупногабаритной производственной разработки, начинается массовый выпуск бытовых компактных, по-японски качественных и удобных вязальных машин, ставших по-настоящему высококачественным эталоном таких устройств. Советские инженеры перестали дорабатывать старый "велосипед" и создали новый тип советских вязальных машин, поразительно похожий на японские :-)
Однако если внимательно всмотреться в устройство современных машин и логику технологии процесса, то очевидно, что основой их технологии являются не спицы, а старинный гребень для плетения рыболовных сетей.

No comments:

Post a Comment